Семейное консультирование и решение проблем

  • Диагностика и улучшение супружеских отношений,
  • Диагностика и улучшение семейных взаимоотношений
    (родители-дети),
  • Проведение индивидуальных и семейных консультаций.


В своей жизни мы выбираем род занятий, профессию, место жительства, друзей. Но, пожалуй, самый главный выбор, который мы делаем – это выбор брачного партнера, потому, что он не только существенно влияет на все сферы жизни, но и определяет, будем ли мы счастливы.
Выбор будущего супруга происходит под действием ряда факторов, среди которых, прежде всего, представление об идеальном партнере, более или менее осознаваемый образ которого имеется у каждого. В создании этого образа участвуют собственный опыт, опыт родительской семьи, литературные и киногерои, социальные стереотипы и идеал, который существует в группе людей, чье мнение значимо для конкретного человека. Идеальный образ будет определять отношения в супружеской паре 0,5−1,5 года. Затем градус эмоционального подъема снижается, и отрицательные характеристики партнера перемещаются в центр внимания и сопоставляются с начальным идеальным образом.
Если реальный образ кардинально отличается от идеального, а ожидания от брака не оправдались, в семейных отношениях происходит кризис. Поэтому чем более внимательно молодые люди отнесутся к выбору будущего брачного партнера, тем счастливее и гармоничнее будет семейная жизнь.
Для того, чтобы понять, на что нужно обращать особое внимание при поиске будущего супруга, давайте разберемся, как человек осуществляет свой выбор.
К настоящему времени создано множество моделей выбора брачного партнера, но наиболее полной и ценной с практической точки зрения, на мой взгляд, является комплексная теория фильтров Мурстейна (Murstein,1976). В соответствии с ней, при выборе партнера человек последовательно проходит три этапа: побуждение, достоинства и роли. К каждому последующему этапу человек переходит, пройдя фильтр предыдущего.
Первый этап, называемый побуждение, инициируется первым впечатлением на основании внешних данных, которое вызывает или не вызывает желание познакомиться. В первую очередь молодые люди оценивают внешнюю привлекательность друг друга и манеры поведения.
Существенное значение имеет то, как эти характеристики оцениваются окружающими, чье мнение в данном вопросе является важным для данного человека. В основном критерии внешней привлекательности формируются в родительской семье, социально-культурном слое, к которому принадлежит человек и средствами массовой информации.
Возникновение побуждения всегда зависит от конкретной ситуации и имеет относительный характер, потому что, к сожалению, мы лишены второй возможности произвести первое впечатление.
Если этот фильтр пройден, то молодой человек переходит следующему фильтру — достоинства. На этом этапе молодые люди оценивают сходство интересов, точек зрения и ценностей друг друга. Если потенциальные партнеры обнаруживают существенные различия, то они пытаются понять, могут ли выявленные расхождения и недостатки быть компенсированы достоинствами. И в случае, если это невозможно, партнеры расходятся, считая, что не подходят друг другу.
После оценки достоинств, осуществляется переход к фильтру роли – происходит дальнейшее сближение, когда люди больше проводят времени вместе, более открыто общаются, теснее становится эмоциональный контакт. Партнеры проверяют совместимость ролей в потенциальном супружеском союзе: интимно-сексуальное соответствие, сходство характеров и наклонностей. Также оценивается противоположность взаимодополняющих черт (например, потребность в доминировании и подчинённости, стремление одного заботиться, а другого – принимать эту заботу и др.)
На всех этапах выбора брачного партнера действует принцип равноценного обмена. Например, внешне не слишком привлекательный мужчина может сделать предложение более привлекательной девушке, давая ей взамен устойчивое материальное положение. Некрасивая девушка может привлечь состоятельного или красивого мужчину своей заботливостью, сексуальной искушённостью, способностью им восхищаться или быть послушной.
Устойчивости и сбалансированности супружеского союза способствует высокая степень сходства партнёров по следующим параметрам:
— сходство мировоззрения, идеалов, жизненных планов, культурно-образовательного уровня, профессиональных интересов;
— похожее представление о семейной жизни и распределение семейных ролей;
— сходство в направленности личности, самооценке, уровне притязаний, представлении о лидерстве, контактности, способности к сопереживанию, уровне интеллекта;
— интимно-сексуальное соответствие.
Научные исследования зависимости количества образовавшихся пар от времени добрачного общения, проведенные в Европе и Северной Америке, показали, что 90% браков заключаются при длительности добрачного общения до 3 лет. Чем длиннее период добрачного общения, тем меньше вероятность, что такие отношения закончатся заключением брака. Так на седьмом году добрачного общения заключается только 7% браков.
Минимум разводов в дальнейшем приходится также на пары, которые до брака общались от 2 до 3 лет. Как следствие принятия неосознанного решения и непроясненных ожиданий, распадается немало браков, заключенных между партнерами, у которых добрачный период составлял меньше года. Эти цифры лишний раз убеждают нас, что к добрачному периоду нужно относиться серьезно, потому что для заключения счастливого, гармоничного брака на всю жизнь требуется разумное время, для соотнесения своих собственных ценностей, качеств и ожиданий с ценностями, качествами и ожиданиями партнера.



Детско-родительские отношения. Проблемы с детьми. Проблемы с родителями

Во многих семьях детско-родительские отношения становятся настоящей болевой точкой: родители часто жалуются на проблемы с детьми. А ведь от того, насколько успешно родители решают проблемы воспитания детей в семье, в конечном счете, зависит насколько родители и дети счастливы, и приносит ли им удовольствие общение друг с другом.

В этом разделе я привожу основные проблемы с которыми наиболее часто обращаются родители за помощью. Конечно же я описала далеко не все проблемы детско-родительских отношений, с которыми я работаю. Но надеюсь, что приведенная информация даст вам общее представление о предлагаемом мной на консультациях методе, позволяющем исправить ошибки воспитания и который называется воспитание без наказания или воспитание детей с использованием естественных и логических последствий.
Воспитание без наказания.
Воспитание детей с использованием естественных и логических последствий их поведения. К сожалению, наш родительский опыт доказал, что воспитание детей в семье при помощи крика, критики, увещеваний, чтения нотаций и поучений не дает желаемого результата. Телесные и физические наказания детей делают их поведение только хуже. 
Ребенок-провокатор.
Мой ребенок доводит меня до бешенства. В моей консультативной практике я часто слышу от родителей: «Мой ребенок так плохо себя ведет, что доводит меня до бешенства», «Порой я готова убить своего ребенка», «Я дохожу до белого каления от поступков сына/дочери». 
Ребенок смотрит телевизор.
Не секрет, что телевизор сильно вторгается в повседневную жизнь семьи. Родители часто задают психологу вопросы: Можно ли смотреть телевизор детям? Сколько можно ребенку смотреть телевизор? Каково влияние телевизора на ребенка? И эти вопросы не случайны. К сожалению, зачастую сотни и тысячи часов, проведенные за просмотром телепередач, негативно влияют на детей, иногда перерастая в телеманию. Сидение за телевизором радикально снижает способность и мотивацию детей к чтению. 
Детские истерики.
 Вспышки раздражения и гнева у детей. Раздражительный ребенок. В настоящее время среди взрослых людей наметилась тенденция, поощряющая открытое выражение гнева, враждебности и раздражения, поскольку подавление гнева, предположительно, может оказать негативное влияние на человека. В обществе становится нормальным высказывать другому человеку «все, что о нем думаешь» без прикрас и оглядки на приличия. Собственные чувства и эмоции ставятся на первое место по отношению к чувствам и эмоциям другого. 
Ребенок ноет.
Хнычущий ребенок. Многие маленькие дети ноют, хнычут и плачут, чтобы привлечь внимание родителей. Обычно с возрастом это проходит, но до определенного времени это нытье сильно раздражает родителей и они попросту не понимают, как отучить ребенка ныть? 
Детская ложь.
Детское воровство. Детская ложь и детское воровство – это проблемы, с которыми достаточно часто сталкиваются семьи. Эти две проблемы, а особенно проблема детского воровства оказывается очень болезненной проблемой для родителей, ведь, воруя, ребенок нарушает один из самых сильных социальных запретов – «не укради». Почему ребенок лжет? Почему дети воруют? 
Дети дерутся.
Что делать, если ребенок дерется. Родители часто обращаются за консультацией по поводу того, что их дети дерутся. Несмотря на то, что многие родители до сих пор считают, что драки детей в семье – это естественное явление, и что все дети дерутся, и со временем это пройдет само собой, многие родители жалуются на то, что они устали от детских драк, постоянных воплей, тумаков и жалоб детей друг на друга. 
Проблемы с учебой.
Ребенок плохо учится в школе. Выполнение домашних заданий. Учеба в школе и выполнение домашних заданий нередко становятся настоящим полем битвы между родителями и детьми. На консультациях я часто слышу от родителей, что школьные учителя требуют от родителей следить за приготовлением уроков. Таким образом, выполнение домашних заданий, так же как и проблемы с учебой становятся зоной ответственности родителей. 
Ребенок спит с родителями.
Иногда ребенок спит с родителями в одной постели. Бывает, что дети приходят к родителям в постель, когда им приснилось что-то страшное, и они хотят побыть рядом с родителями, чтобы успокоиться. Родители могут разрешить ребенку побыть с ними несколько минут, успокоить ребенка, объяснив, что это был просто страшный сон и реальной опасности нет. А потом нужно попросить вернуться ребенка к себе в комнату. Если ребенок маленький, то родители могут проводить его в комнату, укрыть одеялом и пожелать спокойной ночи. 
Дети помогают родителям.
Домашние обязанности ребенка. Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно. 
Утренний подъем.
Родители часто жалуются на консультации, что ребенок с неохотой встает по утрам и опаздывает в школу. В таких семьях есть кто-то (мать, отец или бабушка), кто несколько раз будит ребенка, теряя терпение и, в конце концов, стаскивают с него одеяло и вытряхивают его из постели. 



Счастливая семья

Счастливая семья… Гармоничная семья… Наверное нет на земле человека, который бы не хотел иметь такую семью.
Как создать счастливую семью? В чем секрет семейного счастья? Как сделать семью счастливой?
Является ли отсутствие конфликтов залогом семейного счастья? Не всегда. Ведь бывает, что в семье, где никогда не ссорятся, члены семьи чувствуют себя одинокими, а отсутствие конфликтов говорит об отстраненности и равнодушии супругов друг к другу.
Поэтому, несмотря на широко распространенное заблуждение, фраза «мы никогда не ссоримся» отнюдь не является показателем семейного счастья и, скорее, должна насторожить.
На самом деле, супружеские конфликты не только неизбежны, но и полезны. Они нужны для того, чтобы, улаживая и примиряя наши различия, мы могли находить общие решения, учиться понимать себя и нашу половину и, наконец, по-настоящему любить друг друга — такими, какие мы есть.
Как справедливо считал Лев Толстой, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Чем же похожи друг на друга счастливые семьи? Есть ли общие черты, общие правила, выполняя которые можно приблизиться к мечте иметь счастливую семью?
Я всегда знакомлю своих клиентов с принципами построения счастливой семьи, которые упоминаются в работах Вирджинии Сатир – одного из самых известных и успешных консультантов по вопросам семьи и брака в США.
По Вирджинии Сатир человек ощущает себя в счастливым в семье, если все ее члены придерживаются следующих принципов:
- Каждый член семьи воспринимается как равный другим.
- Доверие, честность и открытость являются существенными.
- Существует конгруэнтное общение (все члены семьи общаются так, что их внешние проявления совпадают с их истинными чувствами).
- Члены семьи поддерживают друг друга.
- У каждого члена семьи есть часть ответственности за семью.
- Отдыхают и веселятся все вместе.
- В семье существенны традиции и ритуалы.
- Члены семьи принимают особенности каждого из них и уникальность.
- Уважается право каждого на частную жизнь (право на переживания, связанные с прошлым или настоящим, на поступки, которые не подлежат обсуждению и при этом не идут вразрез с интересами семьи).
— Чувства каждого принимаются и прорабатываются.
Если ваша цель – счастливая семья, а прочитав перечисленные «критерии» гармоничной семьи вы увидите, что некоторые из этих принципов в вашей семье не соблюдаются, то у вас в руках есть отличный ориентир, поставленная цель, к которой вы можете при желании приблизиться. Ведь чем яснее человек видит цель, тем яснее «маршрут» ее достижения. А помощь психолога консультанта по семейным вопросам может стать на этом пути оптимальным решением.

Комментариев нет: