Авторские статьи из газет и журналов Германии

Мама, посиди со мной!...

Статья опубликована в журнале "Катюша", июль 2009 г.


"Счастье не так уж слепо, как обыкновенно думают.

Чтобы лучше доказать это, я построю следующий силлогизм:
Первая посылка - качество и характер.
Вторая - поведение.
Вывод - счастье или несчастье.
Из старинной сентенции"-

В . Пикуль, Роман "Фаворит"


"Собирай игрушки, выключай телевизор и марш спать!" - командуют родители, но в ответ редко слышат согласие. Чаще им приходится как-то реагировать на различные протесты. И так каждый день и по любому поводу.
Протесты детей - это всегда крик о помощи, возможно в неприемлемой форме, но ведь мы сами научили их неадекватно реагировать на ситуацию. Вспомните случаи, когда вы были чем-то раздраженны, расстроены, уставшие, то есть не способные контролировать свои эмоции, и в этот момент к вам зачем-то обращался ваш ребёнок, возможно так же обеспокоенный чем-то и переживающий избыток чувств. Ну, как вы реагировали на него?: "Уйди, мне и без тебя тошно!" или " Хоть ты то не лезь!"...
Эмоциональный мир ребёнка очень ярок и изменчив. Чувства клокочут в детской душе, как в жерле вулкана и конечно же выплёскиваются через край сметая всё вокруг. При этом дети, если их спросить, не могут объяснить, что они чувствуют, какие эмоции переживают в данную минуту: гнев, ярость, обиду, вину, разочарование, стыд, а может быть и всё сразу, а не зная, что с ним происходит, ребёнок не понимает, что надо делать, как помочь себе правильно отреагировать на происходящее.
Наплыв эмоций выходит через плаксивость, истерики, кулаки, ругательства и конфликты. Но даже это не помогает снять напряжение возникшее у ребёнка. Наоборот, мы, родители, ещё больше его увеличиваем: крича, шлёпая и угрожая своему ребёнку наказаниями, домашними арестами и запретами. Создавая таким образом питательную среду для стрессов, нервных расстройств, депрессий и психосоматических заболеваний.
Внутренний, эмоциональный мир ребёнка, детская душа - очень ранимая субстанция. Нарушить мир и покой гораздо легче, чем восстановить равновесие. Поэтому, самое лучшее, что вы можете сделать для своего ребёнка - это профилактика.
Заведите себе всего два правила, которые существенно облегчат вашу жизнь и вопросы непонимания в семье вас больше не затронут:
1. научитесь контролировать свои эмоции и это поможет вам избежать в будущем вспышки ссор и протестов в семье. Семья - это не поле боя, а ваши дети не вражеские оккупанты.
2. приучите себя каждый вечер проводить несколько минут вместе ребёнком, когда он уже лежит в постели. Поговорите с ним о прошедшем дне, о том, что он сделал, что получилось, что и как можно изменить к лучшему (но без оценочно) окажите ребёнку эмоциональную поддержку. Пусть он поворчит, пожалуется вам на кого-нибудь, а вы пожалейте и поддержите его. Скажите ему, что он самый лучший для вас на всём белом свете и вы любите его.
Эффект вы увидите очень быстро: ребёнок стане мягче, покладистее и спокойнее. С удовольствием будет отправляться в кровать, зная, что папа или мама посвятят ему 10-15 драгоценных минут. И не важно, сколько лет вашему чаду 2 или 17, они оценят это, поверьте!
Если ситуация слишком запущенна, то я рекомендую вам попробовать так называемый аутотренинг для детей - расслабляющий метод воздействия на нервную систему. Лучше конечно посетить специальный курс, где опытный, специально обученный тренер поможет освоить, научит грамотно применять аутотренинг для снятия стресса и напряжения дома и в школе.
Ну а пока, сядьте на край кровати, рядом с ребёнком. Предложите ему лечь ровно, на спину, вытянув руки вдоль туловища. Закрыть глаза и сделать 2-3 медленных вдоха и выдоха. Попросите ребёнка постараться представить всё то, о чём вы будете ему читать медленным, спокойным и слегка монотонным голосом. И так сказка...


"Путешествие на корабле"

Представь себе, что ты находишься на большом корабле. Солнце освещает тебя лежащего на верхней палубе. Корабль плывет медленно и приятно покачиваясь на волнах. Очень медленно и неторопливо морские волны раскачивают корабль туда-сюда, туда-сюда.
Ты замечаешь, что из-за тихого покачивания волн, ты стал совершенно спокойным. Тихий морской шум доносится до твоих ушей, совершенно спокойный и расслабленный ты лежишь на своём корабле.
Ты полностью спокоен и расслаблен
Ты полностью спокоен и расслаблен
Ты полностью спокоен и расслаблен
Из-за легкого и постоянного покачивания волн ты почувствовал себя уставшим. Ты засыпаешь и видишь прекрасный сон. Во сне ты прогуливаясь по своему кораблю и в одной из кают обнаруживаешь большой сундук с сокровищами. Ты открываешь его и видишь очень много старинных золотых монет и украшений. Обоими руками ты загребаешь из сундука столько золота, сколько можешь унести. Драгоценности засверкали в солнечных лучах когда ты вынес их на палубу. Ты радуешься твоему сокровищу, но неожиданно замечаешь, что твои руки устали от тяжести золота и стали очень тяжёлыми.
Твои руки совершенно тяжёлые
Твои руки совершенно тяжёлые
Твои руки совершенно тяжёлые
Совершенно изнурённый и уставший от тяжёлых сокровищ ты снова ложишься на палубу и отдыхаешь. Тёплые солнечные лучи светят на твоё лицо. Ты чувствуешь приятное тепла. Потом лучи переходят на твои руки и ноги.
Твои руки и ноги тёплые
Твои руки и ноги тёплые
Твои руки и ноги тёплые
Ты снова слышишь шум моря и чувствуешь как волны мягко и плавно качают тебя туда-сюда, туда-сюда. Как спокойно раскачиваются волны, так же и ритм твоего дыхания медленное и спокойное повторяет вслед за ними: вдох-выдох, вдох-выдох.
Твоё дыхание спокойное и ритмичное
Твоё дыхание спокойное и ритмичное
Твоё дыхание спокойное и ритмичное
Во время лёгкого сна, ты снова чувствуешь солнечное тепло. Солнце светит прямо на твой живот. Солнечные лучи согревают его и живот стал тёплый..
Твой живот тёплый
Твой живот тёплый
Твой живот тёплый

***Ну вот, накатилась большая волна и пара капель морской воды попала прямо на твоё лицо. Ты чувствуешь прохладные капли на своём лбе. Одно большая капля упала прямо между глаз. Немного холодная, свежая вода на твоём лице дает тебе приятные ощущения.
Твой лоб прохладен
Твой лоб прохладен
Твой лоб прохладен
Время идёт медленно, ты уже отдохнул и проснулся и твой корабль медленно возвращается домой.
Корабль медленно раскачивается на волнах: туда-сюда, туда-сюда и ты уже видишь берег.
________________________________________________________
* - текст рассчитан на детей 5 - 8 лет
*** - если вы видите, что ваш ребёнок расслабился и почти уснул, то дальше читать не нужно, так как .текст приведет его в бодрствующее состояние.

Баженова Оксана,
психолог, сказкотерапевт,

руководитель развивающих групп "Маленький гений",
Entspannungstrainerin (DPS)


**************************


Открытое письмо - обращение к родителям!



Опубликованно в газете "Форум", июль 2009


Уважаемые родители!Не могу согласиться с автором статьи «Иммигрантка из Украины готовила бойню в школьном туалете» Игорём Трафименко – данный материал вызывает отрицательные чувства и кажеться, что автор не понимает, что Таня – это не просто «иммигрантка из Украины», она наш ребёнок и любой из наших детей может оказаться на её месте. Таня не преступница (и это факт юридический и ещё до суда над Таней автор статьи может получить приглашение в суд за такую оговорку), а просто запутавшаяся и уставшая от груза проблем свалившихся на её детские плечи девочка-подросток.

То что произошло 11 мая 2009 года в маленьком городке Санкт- Августин с нашей бывшей соотечественницой (Татьяна, 16 лет ) думаю глубоко затронуло не только меня, но и многих из вас। Жизнь в очередной раз показала нам, взрослым насколько хрупок внутренний мир детей и подростков। Расхожее мнение о том, что проблемы иммиграции тяжело преодолеваются взрослыми и легко, как многие считают - незаметно, протекают у детей। Это ошибка. "Незаметно" бывает только там, где не хотят замечать.Детская душа - это открытая книга с большими и яркими картинками.Вопрос лишь в том, сумеем ли, захотим ли мы, взрослые, эту книгу прочесть?! Ведь нам некогда. У нас "не идёт" немецкий, мы не можем найти работу, партнёра, нам мало платят, не ценят на работе, мы активно зарабатываем капитал и пытаемся реализоваться, что есть сил.А что дети? У них всё просто - ходи в школу, делай уроки, не прогуливай, дома помогай и ... не мешай нам делать взрослые дела. Нет друзей? - Потом найдёшь. Моббинг в школе? - да плюнь ты на них...!Как часто, мы родители, не заметно для себя, отравляем неокрепшую душу ребёнка, подростка своими негативными высказываниями в адрес Германии, законов, порядков а иногда и в его собственный адрес. И вот наше чадо благодаря нашему "подвигу" - эмиграция ради детей", оказывается между молотом и наковальней - самостоятельно, без посторонней помощи он не может справиться с возникшей ситуацией. Внутренняя гармония исчезает, хрустальный свет детской души гаснет и вот уже картинки в книге стали чёрно-белыми, а мы всё ещё ничего не видим. Или не хотим? Но бывает и так, что мы не знаем куда обращаться, где искать помощи или боимся, что на нас повесят ярлык, поставят диагноз и мало ли, что ещё может случиться...Родительская любовь бывает разная. Слепая и холодная, возвышенная, наполненная собственными нереализованными ожиданиям. Тёплая, нежная. Строгая, требовательная или всё разрешающая и всепоглощающая. Требующая успешности и уничтожающая личность. Потребительская или способная раскрыть едва заметные особенности и таланты маленького человека. Поддерживающая и мешающая росту, становлению сильной неординарной личности.Какую любовь мы дарим своему ребёнку, подростку?С одной стороны, мы развиваем наших детей водя на всевозможные кружки и занятия - танцы, музыка, рисование, языки. Развиваем способности и таланты, мечтаем о будущей карьере надеясь погреться в лучах их славы. Мы их водим, пока им не исполнится 10-12 лет, потому что когда наступит время их самостоятельности, они уже не захотят посещать эти занятия и мы не сможем их водить принудительно - дети начинают сопротивляться нам. Почему? Да потому что нам не важно, что русский язык преподаёт бухгалтер, а логику инженер и нет подобающей программы и нет знаний о там как нужно работать с детьми и как научить их учиться. Мы просто закрываем глаза и платим деньги. Мы не хотим видеть и знать, что ребнок не хочет посещать эти занятия, хотя видим его слёзы, протесты дома и на занятиях, наказываем за капризы и отправляем снова.Музыка, рисование, танцы - здорово! Но вот беда, ребёнок уже два года танцует, а его ни разу не выпустили на сцену. Мы возмущаемся, высказываем претензии преподавателю, но он молчит, если он скажет о бездарности вашего ребёнка, то потеряет заработок. Вы мечтаете о карьере Улановой для вашей красавицы дочки, преподавателю нужны деньги - круг замкнулся!А что нужно вашему ребёнку? Что он думает обо всём этом? О чём он мечтает? Как он себя чувствует? Какие эмоции испытывает?Да, интеллектуальные способности нужно развивать с раннего детства. Но способности и таланты специальные (к музыке, танцам и пр.) в основном начинают своё развитие после 9 -11 лет.Другая сторона вопроса покрыта мраком для большинства советских людей - развитие эмоционально-волевой сферы детей и подростков. Что вы об этом знаете, слышали? Эмоционально-волевая сфера не развивается сама по себе, её нужно постоянно формировать и поддерживать, также как и социальный интеллект помогающий ребёнку жить и адаптироваться в постоянно меняющихся условиях. Именно при их недостаточной сформированности у детей проявляются страхи, тревоги, фобии, неуверенность в себе, импульсивность, стрессы и депрессии, психосоматические заболевания. Дети с неразвитой эмоционально-волевой сферой и социальным интеллектом часто становятся жертвами насилия, моббинга, пытаются свести счёты с жизнью. Начинают курит, пить, употреблять наркотики. К этому можно добавить наследственные факторы, особенности менталитета, семейные сценарии, органические заболевания и картина будет просто ошеломляюще чудовищной!Дорогие родители!Обратите более пристальное внимание на своих детей, подростков! Не позвольте разорваться тонким ниточкам взаимопонимания между вами. Помогите детям не потеряться в этом огромном штурмующим море под названием жизнь. Существует множество способов оказания помощи детям и подросткам. Обращайтесь за помощью к нашим русскоязычным специалистам - врачам и психологам. Записывайте своих детей на психологические тренинги по развитию эмоционально-волевой сферы и социального интеллекта. Тренинги существуют для детей от 4(5) лет и до 16-18 лет. Существуют курсы аутотренинга, Entspannungstraning для детей и подростков, 80% стоимости их оплачивает медицинская страховка.Сами посещайте психологические курсы и тренинги, благо есть бесплатные и на русском языке (я веду такие тренинги для женщин уже более 3-х лет). Меняясь сами, вы поможете своему ребёнку, подростку - ибо, у каждой медали две стороны.Как психолог с 12 летним непрерывным стажем профессиональной деятельности, мать двоих детей, я призываю вас, не оставлять без внимания то, что происходит с вашим ребёнком. Присмотритесь к нему, попробуйте прочитать книгу его души - и многое вам станет ясно. Вы увидите свет и покажите дорогу к нему своему ребёнку, по которой пойдёте вместе, рука об руку.P.S. За последние несколько месяцев я оказалась в ситуациях когда знакомые мне дети, подростки (не клиенты) совершили не поправимые ошибки.Зимой покончила самоубийством девочка 17 лет. Мы давно не виделись, но было время когда она была в нашем доме. В мае, Таня пришла с ножом, газовым пистолетом и «смесью Молотова» в свою гимназию, где хорошо училась и попыталась осуществить задуманое - наказание обидчиков. Ей помешали, она в испуге бежала...
Я общалась с обоими девочками всего несколько раз, пару лет назад. Вероятно за это время и произошли не поправимые травмы в детских душах.Я ни в коем случае не виню родителей в случившемся, я им глубоко сопереживаю и готова оказать любую посильную помощь. Просто жизнь слишком многогранна и не всегда похожа на хрустальный шар Sworowskj.

Баженова Оксана
Психолог, Сказкотерапевт
Руководитель школы эмоционально-волевого и 
интеллектуального развития «Маленький Гений»



*********************************


«Жили – были… или шесть уроков у сказки» 


В наш интеллектуальный век не возможно себе представить, как наши предки обходились без знаний высшей математики, юриспруденции.… И всё же они были так же «социально адаптированы». Почему? Наверное, развитию «практического интеллекта», передаче и накоплению «жизненного опыта» они предавали больше значения. А может быть, они имели такие знания, к которым мы стремимся интуитивно?
Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Ведь важно не просто рассказать историю, сказку, но и сделать определённый вывод, или задать вопрос, который подтолкнет ребёнка к размышлению о жизни.

Сумел дитя родить, сумей и научить!
Известно, что наши бабушки и дедушки занимались воспитанием детей рассказывая сказки. Наши прародители не спешили наказывать провинившегося дитя. Они рассказывали историю, из которой становился ясным смыл поступка. Многие и них предохраняли детей от напастей.

В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни.Но как же строился этот воспитательный процесс в далёкие времена? Дети забирались на печку, а бабушки пряли пряжу и рассказывали сказки…. И копились они в памяти. Накапливались знания о жизни, создавая жизненный запас прочности, пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы. Современному ребёнку мало просто прочитать сказку, с ним необходимо её осмыслить, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. В этом случае сказки помогут ребёнку стать в жизни активным созидателем. Но как это сделать? Как осмыслять сказки? Как найти в них скрытые жизненные уроки?

Возьмем, к примеру, известную сказку «Колобок». Мы прочитали сказку с ребёнком, но сказкотерапевтический процесс только начался….

- Сказка хочет нас научить жизни. В истории Колобка много посланий для нас. Давай мы их разгадаем.
- Помнишь, как началась сказка? «Жили-были дед да баба. Бедно жили. Попросил дед бабу испечь колобок. Вот баба по амбару помела по сусекам поскребла…». Как ты думаешь, что этим хотела сказать сказка?
- Да, похоже, сказка учит нас делать запасы. В жизни бывают разные ситуации, поэтому принято делать заготовки в прок. Делают запасы и лесные животные.
И так первый сказочный урок – чтобы не быть голодным, запасайся впрок.

- А что было дальше? «Испекла бабушка колобок и поставила его остывать на окошко». Чему нас учит сказка?
- Может тому, что слишком горячая пища вредна для нас? Можно обжечь язык.
Поэтому второй сказочный урок – не торопись, даже если очень сильно хочется!

- А дальше колобок ожил! Спрыгнул и покатился по лесной тропинке. Что же скрывается за этим? Кто так же может себя вести? Конечно, ребёнок! Сказка намекает на детский характер – так скучно одному. Хочется узнать что-то новое, показать всем, какой ты взрослый! Так этот третий сказочный урок для родителей! Сказка учит не оставлять детей без присмотра.

- Кого же встречает Колобок на лесной тропинке? Сначала зайца, потом волка, медведя и лису. Все они хотят его съесть. А он поёт им песенку. Чему учит сказка нас здесь? В первую очередь не напугаться сразу, если кто-то угрожает.
- Давай подумаем, как можно преодолеть трудности. Можно сразу дать обидчику сдачу или позвать на помощь друзей. Подходят ли эти способы для Колобка? Наверное, нет. Ещё один способ преодоления трудностей – хитрость. Может, колобку и удалось бы перехитрить зайца, а может, и нет. В сказке об этом не написано.
- Какой же способ преодоления трудностей выбирает Колобок? Да он поёт песенку и убегает. Бывают ситуации, когда лучше всего убежать от опасности.
- Но о чём он поёт? «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя заяц и подавно уйду…». Что же Колобок делает, когда поёт? Он хвастается, а потом убегает.
В этом и состоит четвёртый сказочный урок – не теряться в сложной ситуации, не пугаться, а придумать способ, как справиться с трудностью

- Колобок в своей песенке хвастается, и дальше мы узнаём, к чему это привело. Хитрая лиса съела колобка. Чему нас учит сказка в этой ситуации? Конечно, хвастовство, даже если оно и выручило нас раньше, до добра не доведёт. Всегда найдётся тот, кто выслушает хвастуна, дождётся удобного случая, человек расслабиться и в этот момент прейдёт беда. Поэтому пятый сказочный урок звучит так: попав в сложную ситуацию, будь на чеку, потому что не всегда опасные люди или животные сообщают нам о своих намерениях («Я тебя съем»), бывает, они прячут своё истинное желание, говорят сладкие речи. А мы должны быть очень внимательными.

- Вот сказка и закончилась. Как думаешь, у сказки хороший конец? Тебе кажется плохой? А что было бы, если бы колобок укатился от лисы?
- Покатался бы он по лесу неделю. Прикатился домой. Стали они жить поживать и добра наживать. А для чего дед попросил бабу печь колобок? Да, он хотел есть! А собственно, для чего он был испечён? Для того чтобы утолить голод, принести радость. Просто лисе повезло больше.
- Каков же шестой сказочный урок? Сказка учит, что у каждого из нас есть своё предназначение. Каждый из нас имеет способности и таланты.

- Видишь, о каких важных вещах можно узнать из простой сказки?! Сколько жизненных советов мы с тобой получили. Тебе интересно разгадывать сказочные уроки?
Тогда выбирай следующую сказку…

Сейчас метод воспитания посредством сказки, целью которого является передача жизненного опыта, способов взаимодействия с внутренним Я называется 
СКАЗКОТЕРАПИЕЙ.


Материал для газеты "Форум" подготовила сказкотерапевт Баженова Оксана

Комментариев нет: